Сломанный вал ротора электродвигателя – не приговор!

В «Производственное объединение «Электромашина» обратился заказчик с необходимостью выполнить ремонт электродвигателя фирмы Schorch тип KR6934B-DA06 (3200 кВт, 996 об/мин, 6000 В). Причиной обращения являлась трещина, образовавшаяся на рабочем конце вала под полумуфтой. Двигатель начал работать с повышенной вибрацией, и это могло привести к аварийному выходу из строя дожимного компрессора на станции. Было принято решение произвести замену вала.

Перед специалистами ПО «Электромашина» встала сложная задача. Было рассмотрено несколько вариантов выполнения ремонта, такие как: изготовление вставки в вал ротора, изготовление полностью нового ротора с активным железом и обмоткой ротора, закупка нового ротора на заводе-изготовителе. Но все эти варианты не подошли по причине либо высокой стоимости, либо низкой надежности. Сотрудники отдела новой техники и технологии предприятия разработали технологию замены вала с сохранением пакета активного железа и обмотки ротора, что существенно снизило затраты на ремонт. Пооперационный контроль позволил исключить ошибки при выполнении операций на каждом этапе. В процессе ремонта произведены механические и тепловые расчёты. Разработана новая конструкция стыковки электродвигателя с дожимным компрессором, что позволило существенно снизить затраты на эксплуатацию агрегата. Проведены проверки химического состава и механических свойств вала ротора с целью оптимального подбора необходимой марки стали для вала электродвигателя. Задача усложнялась еще и тем, что электродвигатель выполнен во взрывозащищенном исполнении и эксплуатируется в взрывоопасной среде, что требовало дополнительной подборки материалов.

После произведённого ремонта, электродвигатель соответствует всем первоначальным характеристикам завода как по электрическим параметрам, так и по механическим свойствам. В данный момент электродвигатель Schorch тип KR6934B-DA06 успешно работает на станции.