Испытания электрических машин

В соответствии с действующими нормативами, для каждой электрической машины, изготовленной или прошедшей капитальный ремонт, должна быть выполнена проверка на соответствие установленным параметрам ГОСТ, ПУЭ и технической документации. В процессе проверки необходимо подтвердить готовность аппарата к передаче в эксплуатацию, его соответствие требованиям безопасности, технические параметры согласно паспорту завода-изготовителя либо приемо-сдаточным испытаниям. Объем и программа конкретных проверок устанавливаются в зависимости от назначения машины и ее характеристик (мощность, напряжение и иные значения), перечень которых задан в «Правилах эксплуатации электроустановок» и других нормативах. Машина, не прошедшая необходимого комплекса испытаний, не может быть допущена к работе, поскольку ее электробезопасность и ресурс не могут быть гарантированы. Окончательным подтверждением качественной сборки становятся пробный пуск и отработка нужного времени в режиме холостого хода и при нагрузке.

Методики проверки

Испытание электрических машин после ремонта производится в соответствии с ГОСТ 183-74 и РД 34.45-51.300-97:

  • Измерение сопротивления постоянному току обмоток дает возможность определить некачественные пайки, наличие витковых замыканий, среднюю температуру обмотки.
  • Испытание статорного железа (на нагрев) с помощью тепловизора.
  • Испытание активной стали статора производят с целью определения местных дефектов активной стали статора и удельных потерь. У электродвигателей активную сталь подвергают испытанию перед укладкой обмотки, а также при обнаружении дефектов. Активную сталь испытывают переменным магнитным потоком, проходящим по замкнутой магнитной цепи. Вследствие потерь в магнитопроводе активная сталь равномерно нагревается, исключения составляют те места, где есть дефекты, которые нагреваются значительно сильнее из-за добавочных потерь.
  • Виброконтроль (вибродиагностика). При балансировке и измерении интенсивности вибрации машин, имеющих шпоночную канавку на конце вала, используют полушпонку. Расположение точек измерения и направления, в которых измеряют интенсивность вибрации, должно соответствовать приведенным на рисунке для машин с высотами оси от 56 до 400 мм.
  • Измерение сопротивления изоляции. Известно, что через изоляцию на корпус машины проходит ток, который называют током утечки. Его значения очень малы, и даже в машинах, рассчитанных на высокое номинальное напряжение, не превышают нескольких миллиампер, так как сопротивление изоляции обмоток достигает Мега Ом. Показания прибора (мегаомметра) фиксируют спустя 15 и 60 секунд после начала испытаний. Отношение этих показаний называют коэффициентом абсорбции.
  • Коэффициент абсорбции. Его значение характеризует степень увлажнения изоляции обмоток и учитывается при решении вопроса о необходимости ее сушки. При влажной изоляции значение коэффициента близко к единице. При сухой, например для высоковольтных машин, его значение находится в пределах 1.3–1.5.
  • Испытание высоким напряжением. Испытания обмоток повышенным напряжением промышленной частоты проводятся после сборки электродвигателя в течение 1 минуты. Результаты испытаний считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков токов утечки или нарастания его установившегося значения, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции, измеренное мегаомметром после испытаний, осталось прежним.
  • Испытание на холостом ходу. Испытание электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом производится у электрических машин мощностью 100 кВт и более на напряжение 3 кВт и выше. Значение тока холостого хода после капитального ремонта электродвигателей не должно отличаться более чем на 10 % от значения тока, измеренного перед ремонтом. Продолжительность проверки – не менее 1 часа.

Методы испытаний машин: по ГОСТ 11828-86, ГОСТ 7217-87, ГОСТ 10159-79 и ГОСТ 10169-77.

Методы оценки вибрации машин: по ГОСТ 20815-93.

Метод определения шумовых характеристик машин: по ГОСТ 11929-87.

Методы испытания степени защиты машин: по ГОСТ 17494-87.